Трамвай в Подмосковье выйдет за пределы города

Трамвай – один из старейших видов городского транспорта, совсем недавно еще казавшийся пережитком прошлого, сейчас возрождается на фоне обострившейся проблемы пробок, которые появились даже в небольших городах. Московские и областные власти активно восстанавливают трамвайные пути и возлагают большие надежды на скоростной трамвай, который должен прийти даже в аэропорты и связать крупные города области. Пока же трамвайные линии есть в двух городах Подмосковья — Ногинске и Коломне. Какова история и перспективы развития этого вида транспорта в регионе, выяснял корреспондент портала "В Подмосковье".

Трамвайчик из прошлого

  Легендарный ногинский трамвай переживает сейчас, пожалуй, самые трудные времена в своей истории. Ногинский трамвай стал первым в Московской области и вообще одним из первых, спроектированных и запущенных в СССР. Подмосковный Богородск (как тогда назывался Ногинск) получил трамвай в 1924 года. Сцена запуска богородского трамвая стала эпизодом в знаменитом произведении "12 стульев" И. Ильфа и Е. Петрова, как символ советской индустриализации. Ногинская трамвайная линия является уникальной в России потому, что проложена по единственному пути — встречные трамваи разъезжаются на специально оборудованных участках, называемых "разъездами".

  Маршрут ногинского трамвая постепенно удлинялся и соединил центр с новой рабочей окраиной, но так и остался единственным в городе. Возможно, это стало одной из причин того, что с появлением маршруток трамвай становился все менее популярен. Постепенно инфраструктура и подвижные составы стали устаревать и приходить в негодность. В 2011 году было принято решение о временной остановке движения трамваев в Ногинске. Власти надеялись найти частного подрядчика, готового продолжить эксплуатацию за свой счет. Однако все попытки оказывались тщетными, и на данный момент ногинский трамвай по-прежнему муниципальный и так и не ходит.

  Тем не менее, в 2013 году областной Минтранс решил трамвай сохранить и начал принимать предложения по реконструкции линии от инвесторов, восстановить движение планируется уже к весне 2014 года. Как именно это будет сделано, пока точно не известно. Существующие на данный момент планы по развитию трамвая в Ногинске предполагают продление его маршрута в места высокой концентрации пассажиров (крупный промышленный центр "Бориловский комплекс" и высокоскоростная магистраль Москва — Казань), а также прокладка маршрута через соседнюю Электросталь во Фрязево.

  Но чтобы для начала пустить трамвай хотя бы по старому маршруту, необходимо поменять большую часть инфраструктуры и устаревшие вагоны. Решением именно этих проблем в данный момент и заняты власти.

  Жители города в целом поддерживают сохранение и возрождение трамвая. С декабря 2012 по сентябрь 2013 года власти получили 10 обращений от жителей Ногинска, в том числе два коллективных, с просьбой возобновить трамвайное движение. При этом отношение к нему не столько практическое — как средство передвижения трамвай в последнее время не пользовался большой популярностью, сколько сентиментальное — многие просто не хотят расставаться с одним из символов города.

  Однако содержать трамвай себе в убыток не может себе позволить ни администрация, ни частный инвестор. Поэтому необходима модернизация системы. По мнению некоторых горожан, если она будет проведена даже в минимальном объеме, то есть, приведена в рабочее состояние инфраструктура, проложен второй путь и закуплены современные вагоны, то трамвай может по-настоящему зажить новой жизнью. Ведь трамвайные пути проходят непосредственно через центр города, где сосредоточена культурная жизнь Ногинска, и ездить туда на современном трамвае может стать хорошей привычкой для жителей города, считают некоторые молодые горожане, этими мыслями они делятся в социальных сетях.

  Ну а если будут реализованы самые смелые планы по реконструкции трамвайного движения – с прокладкой второго пути и продолжением линии в другие города, то этот вид транспорта может превратиться в альтернативу междугородних автобусов и пригородных электричек. Для этого есть все условия — трамвайный путь изначально проектировался с возможностью его продолжения в соседние города.

Коломна – родина российского трамвая

  В отличие от Ногинска, в Коломне трамвай успешно функционирует и развивается. Коломенский трамвай был запущен гораздо позже, чем в Ногинске – только в 1948 году. Хотя именно в Коломне был произведен первый в стране состав на электротяге, и предназначался он для Киева. Сделанные по американскому образцу девять вагонов успешно обслуживали киевлян с 1891 по 1901 год. Впоследствии вагоны Коломенского завода ходили почти во всех крупных городах Российской империи. Но сама Коломна увидела свой первый трамвай лишь после Великой Отечественной Войны. Примечательно, что изначально в городе планировались пустить троллейбус, но из-за войны этим планам не суждено было сбыться.

  В Коломне трамвай прижился и существует по сей день. Более того – успешно функционирует и развивается. Сегодня в городе насчитывается 10 трамвайных маршрутов, которые перевозят более половины пассажиров общественного транспорта в городе. Именно благодаря трамваю и отчасти муниципальным автобусам в Коломне практически нет частных маршруток, чем любят похвастаться местные жители — здесь существенно ниже аварийность на дорогах, выше уровень безопасности пассажиров и чище воздух.

  Первоочередной задачей в развитии городского трамвая властям Коломны видится прокладка маршрутов в новые районы города, а также обновление парка вагонов, которое идет уже не первый год. Трамвайные вагоны устарели – жители жаловались на их излишний шум. 

  Коломенским трамваем пользуются не только сами горожане, но и туристы, регулярно посещающие этот подмосковный город с богатой историей. Трамвай ходит, в том числе, через исторический центр, и из окна можно полюбоваться живописными видами. Обычными пассажирскими вагонами власти решили не ограничиваться и пустить на линию специальный экскурсионный состав, в котором можно прослушать полуторачасовую экскурсию об истории коломенского трамвая. Инициатива пришлась по душе горожанам, поэтому не исключено, что подобные акции будут проводиться регулярно.

   Совсем недавно коломенский трамвай стал одним из двух в России (второй – Магнитогорский), который принял эстафету Олимпийского огня. По этому поводу в рейс был выпущен специально разукрашенный в олимпийские цвета вагон.

  Ранее подмосковные власти также озвучивали идеи создать трамвайные маршруты в Звенигороде и Жуковском, но пока это лишь планы.

  Что касается более глобальных проектов по развитию трамвая в Коломне, то чиновники высказывали предложения о запуске скоростного сообщения с Рязанью и Москвой в рамках развития междугородней трамвайной сети Подмосковья. Таким образом, Коломна теоретически может войти в грандиозные планы строительства линий скоростного трамвая в Подмосковье.

  Скоростной трамвай: большие планы

  Большие виды у подмосковных властей и на скоростной трамвай – он может стать полноценным альтернативным видом общественного транспорта, связать подмосковные города между собой и с некоторыми станциями московского метро, а также стать дополнительным способом добраться до аэропортов.

Скоростной трамвай

  Скоростной трамвай может развивать скорость до 80 километров в час, тогда как традиционные трамваи в среднем едут со скоростью 30-40 километров в час. При этом скоростные трамваи делают на маршруте меньше остановок. Развитие скоростного транспорта, в том числе запуск скоростного трамвая, предусмотрен планом первоочередных мер по решению транспортных проблем московского региона в целом.

  По словам министра транспорта региона Александра Зайцева, в Подмосковье планируется создать целую систему "легкорейсового" транспорта. Трамвайные хорды, средняя протяженность каждой из которых составит примерно 350 километров, будут соединять муниципальные образования внутри области. В зависимости от технологического решения, на постройку одного километра пути может потребоваться от 400 миллионов рублей до 1 миллиарда.

Трамвайное кольцо

  В частности, был представлен проект скоростного трамвая, который свяжет между собой аэропорты и крупные города на юге и северо-востоке области: Подольск, Раменское, Жуковский, Балашиху, Ивантеевку, Пушкино, Мытищи, Химки и другие. По замыслу авторов проекта, трамвайные маршруты должны образовать кольцо вокруг Москвы, разгрузив автомобильные трассы и пригородные электрички и упростив для жителей Подмосковья перемещение между городами.

  Как сообщил глава областного Минтранса Александр Зайцев, предполагаемый километраж трамвайных путей - 350 километров, необходимое количество станций - 40.

  Стоимость проекта оценивается в 204 миллиарда рублей, большую часть затрат должны составить частные инвестиции и средства из федерального бюджета. Предполагаемые сроки реализации — не ранее 2022 года, хотя первые пробные участки могут быть сданы в эксплуатацию уже в 2018 году. Пока этот масштабный проект остается на стадии обсуждения.

  В июле 2013 года компания "Домодедово Транс Девелопмент" представила на рассмотрение в подмосковный Минтранс проект концепции межмуниципальной сети скоростного трамвая "Южная Хорда". В рамках трамвайным сообщением предполагается соединить аэропорт Домодедово и станцию метро "Красногвардейская", помимо этого трамваи будут курсировать по маршруту "Западное Домодедово - Данилово".

  Согласно расчетам разработчиков, проект позволит удовлетворить возрастающие потребности в объемах пассажирских перевозок на территории Ленинского, Подольского, Раменского, Люберецкого муниципальных районов Московской области, городских округов Лыткарино, Домодедово, Подольска, территорий Москвы, расположенных за МКАДом - Щербинки, Солнцево и Южное Бутово. Также это позволит сократить затраты времени на поездку из населенных пунктов южного Подмосковья до Москвы и до районов промышленного освоения, между аэропортами и до них.

Трамвайные линии до метро

  Также власти Подмосковья рассматривают возможность запуска скоростного трамвая от подмосковных Химок до станции "Планерная" Таганско-Краснопресненской линии метро.

  Планируется, что трамвай будет ходить по маршруту ТРЦ "Мега-Химки" - станция метро "Планерная". Согласно проекту, протяженность рельсовых путей составит 7,2 километра с четырьмя платформами для посадки–высадки пассажиров. Ожидается, трамваем будут пользоваться около 18 миллионов пассажиров в год, а время в пути сократится более чем в три раза и составит всего 16 минут.

  Инициатором и инвестором проекта выступило ОАО "Скоростные транспортные линии "Стрела", которое планирует ввести линию в эксплуатацию к 2017 году. Объем инвестиций оценивается в 4,5 миллиарда рублей

  В Московской области уже существовал аналогичный проект, скоростной трамвай должен был ходить от Москвы до Балашихи. Предполагалось, что линия скоростного трамвая пройдет от станции Шоссе Энтузиастов Калининской линии метрополитена вдоль шоссе Энтузиастов по территории районов Перово и Ивановское с подключением к действующей трамвайной сети. Общая протяженность трассы по проекту составляла около 21,3 километра. На маршруте должно было быть 12 остановочных пунктов. Однако инвесторы так и не приступили к строительству линии.

Максим КАЛИННИКОВ

РИА-Новости

О Нас

Новости

Сроки работы полигона ТБО «Кучино» в Балашихе могут сократить на 5 лет

31.03.2016 11:23

РИАМО - 29 мар. Сроки работы полигона ТБО «Кучино» в подмосковной Балашихе могут сократить примерно на пять лет, после чего на его месте организуют площадку биотермического компостирования, говорится в сообщении пресс-службы министерства экологии и природопользования Подмосковья.

Подробнее...

Создание индустриального парка и развлекательного комплекса планируется на территории бывшей военной нефтебазы в Балашихе

01.03.2016 14:10

   Красногорск. 29 февраля. ИНТЕРФАКС - Минобороны России передало в собственность Московской области территорию бывшей нефтебазы в Балашихинском районе общей площадью 60 га, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе министерства имущественных отношений Московской области.

Подробнее...

Отравленная Пехорка

18.08.2015 09:38
   В подмосковной реке значительно превышены ПДК вредных веществ. Результаты варварской градостроительной политики Самоделова и жуликов из его команды ещё долго будут аукаться жителям Балашихи.
   Создать рабочую группу по спасению реки решили только после трех крупных аварий на очистных сооружениях в Акатово
 
 

Газета